Фестиваль «МОСТ» воскрешает пласты национальных культур

Главная / СМИ о нас / Фестиваль «МОСТ» воскрешает пласты национальных культур
Дата и время:
Суббота, 27 мая

После завершения симфонического сезона в Ростовской филармонии журналист «Нашего времени» встретился с дирижером Антоном Шабуровым

Маэстро рассказал о планах на ближайшее будущее, которые связаны, прежде всего, с проведением фестиваля «МОСТ».

– Фестиваль пройдет в Ростове-на-Дону с 23 по 28 июня уже третий раз. Его главной темой станет музыкальная культура и искусство эпохи СССР. Расскажите, пожалуйста, кому принадлежит эта идея?

– Насколько я понимаю, сама идея своеобразной музыкальной ВДНХ принадлежит предыдущему арт-директору фестиваля «МОСТ» Валентину Урюпину, и это – своеобразное развитие одной из программ самого первого фестиваля «Мост», когда звучала музыка Армении, Азербайджана и Узбекистана. Изначально я отнесся к такой теме целого фестиваля довольно скептически – все же я совсем не советский человек, хотя и родился ещё в СССР. Но никакой особой ностальгии в силу поколенческой принадлежности у меня точно нет. Но когда мы стали исследовать тему музыки союзных республик, обнаружили, что это своеобразная затонувшая Атлантида. Там огромное количество ярких и абсолютно новаторских сочинений – целый пласт музыкальной культуры, который мы практически не знаем.

Конечно, ряд композиторов из бывших союзных республик, а ныне независимых государств, широко известен – мы все знаем армян Арама Хачатуряна и Арно Бабаджаняна, азербайджанцев Кара Караева и Фикрета Амирова, эстонца Арво Пярта, молдаванина Евгения Дога , украинца Валентина Сильвестрова и грузина Гию Канчели. Но много ли мы знаем про сифоническую музыку, которая в то время создавалась, скажем в Латвии или Туркмении? А там происходили потрясающие процессы, было целое созвездие выдающихся композиторов и это совсем не фигура речи. Я для себя открыл целый ряд имён, которых к своему стыду, ранее не знал, скажем литовский композитор Витаутас Баркаускас, или ярчайший композитор Туркмении Чары Нурымов.

С другой стороны, есть целый корпус музыки, которую прославленные советские композиторы, писали с опорой на национальные темы, колорит и традиции, помогая создать национальную музыкальную культуру. Сейчас эта музыка почти не звучит – мы восполняем и этот пробел. В частности, у нас будет звучать увертюра на русские и киргизские темы Дмитрия Шостаковича. На фестивале будет исполнено сочинение Ренгольда Глиэра «Праздник в Фергане», в котором очень силен узбекский колорит. Сейчас эта музыка звучит достаточно редко, и я очень рад, что мы восполняем этот пробел.

Действительно, про музыкальное наполнение нашего фестиваля я могу говорить очень и очень долго, потому что искренне хочется поделиться с нашим слушателями огромной творческой радостью открытия ранее неизвестных музыкальных сокровищ. К примеру, я очень жду исполнения, скажем, красивейшей симфонической поэмы «Varaviksne”, что в переводе означает «Радуга», латышкого композитора Яниса Иванова, Пятой, «Славянской» симфонии уроженца Житомира Бориса Лятошинского, а также Третьего фортепианного концерта таджикского композитора Толибхона Шахиди, который исполнит новый арт-директор фестиваля Екатерина Мечетина.

Кто-то может увидеть в концепции фестиваля «МОСТ» ностальгию, но для меня лично это исследование и своеобразное воскрешение целого пласта музыкальной культуры, к сожалению, во многом утраченного. А ведь многое в творчестве названных выше композиторов, а так же и тех, чья музыка не вошла в программу нашего фестиваля, было сверхноваторским и прогрессивным для своего времени. И, конечно же, важен этот опыт сохранения чего-то очень важного своего неповторимо национального в сочетании с особой общностью, всё равно возникавшей как между композиторами, так и между обычными людьми.

– Скажите, какие возможности перед фестивалем открывает назначение арт-директором такого музыканта, как Екатерина Мечетина?

– Прежде всего, она имеет опыт руководства подобными проектами, например, ведет фестиваль «Зеленый шум» в Сургуте. Это очень яркий и известный музыкант и, что не менее важно именно для статуса фестиваля, музыкальный деятель, много лет успешно занимающийся музыкально-просветительской деятельностью. Екатерина Васильевна и сама будет солистом нашего фестиваля – на его закрытии она сыграет с нашим оркестром два произведения – Третий концерт для фортепиано с оркестром Толибхона Шахиди и Первый фортепианный концерт Родиона Щедрина.

– Будут ли сохранены традиции фестиваля «МОСТ» и какие сюрпризы ждут ростовских поклонников музыки в этом году?

– Традиционно в рамках фестиваля «МОСТ» будет проходить «Лаборатория молодых дирижеров». Мы приглашаем к участию молодых маэстро, которые смогут окунуться в творческую и рабочую среду Ростовского академического симфонического оркестра. Коллеги получат возможность общения между собой, со мной как главным дирижёром РАСО, и конечно же с Игорем Мокеровым, традиционно курирующим дирижёрскую лабораторию. Кроме того, они смогут поработать с выдающимися солистами. У молодых дирижеров будет несколько своих проектов, в частности перформанс «Жёлтый звук» на котором прозвучат музыка Альфреда Шнитке. На будущий год ему исполняется 90 лет – можно считать, что мы таким образом прокладываем дорогу к его юбилею. Этот перформанс пройдёт в новом культурном пространстве «арт-базар» и будет связан не только с музыкой, но и с полотнами Василия Кандинского.

Для самых юных слушателей мы делаем отдельный концерт из музыки Сергея Прокофьева, где прозвучит его детская сюита «Летний день», а так же, конечно же, «Петя и волк». Состоится традиционный для фестиваля «МОСТ» финальный openair, где примут участие в том числе и молодые дирижеры. Ещё хочется рассказать про концерт «Jazz над Доном», который состоится в необычном месте – на теплоходе, с проходом по Дону. На него можно будет купить билеты, число их ограничено, но это будет интересная и атмосферная история. Будет и чисто ностальгический вечер – во внутреннем дворе соседней с филармонией школы № 5 состоится своеобразная дискотека «Back in USSR», где наши гости из Саратова, ансамбль, который так и называется «ВИА СССР», будет играть музыку, , звучавшую в советское время на танцах. Мы надеемся, что для ностальгирующей части нашей публики это будет интересная и душевная история.                  

Также будут уже полюбившиеся нашим слушателям дополнения к вечерним концертам, где примут участие артисты нашего оркестра, объединившись в различные ансамбли. Интереснейший камерный вечер под названием «Сад печали и радости» делает наша арфистка Ирина Негадова. Она собрала эстетскую и яркую программу, где наряду с музыкой Софьи Губайдулиной и Валерия Кикты можно будет услышать сочинение, скажем, Леонида Вишкарёва, который жил и работал в Петрозаводске, бывшим недолгое время столицей Карело-Финской ССР, так называемой «шестнадцатой союзной республики».

– Какие интересны коллективы или солисты примут участие в фестивале «МОСТ»?

– Отдельная и очень важная история – участие Санкт-Петербургской академической капеллы во главе со своим бессменным художественным руководителем, легендарным Владиславом Александровичем Чернушенко. Настоящая визитная карточка этого коллектива - симфония-действо «Перезвоны» Валерия Гаврилина. Здорово, что это произведение попадает в тематику нашего фестиваля и мы очень ждем этого исполнения.

У нас очень яркий состав солистов, что вообще традиционно для фестиваля «Мост». Скажем, на открытии с Первым концертом Дмитрия Шостаковича выступит виолончелист Нарек Ахназарян, победитель конкурса имени Чайковского 2011 года. Сейчас это один из ведущих виолончелистов не только в нашей стране – он выступает в лучших концертных залах по всему миру. Ещё один лауреат сразу двух конкурсов Чайковского, скрипач Гайк Казазян, исполнит концерт Арама Хачатуряна с оркестром (напомню, что этот год юбилейный для композитора). Кроме того, у нас выступит прекрасный скрипач Станислав Малышев, очень известный в нашей стране специалист по современной музыке. Он исполнит фантазию Мечислава Вайнберга на молдавские темы, а также легендарный “Fraetres” Арво Пярта. Также мы очень ждём приезда сравнительно молодого, но уже очень титулованного аккордеониста Александра Веретенникова из Хабаровска. Он получил образование в Москве и выиграл ряд международных конкурсов. В его исполнении вместе с нашим оркестром прозвучит концерт для баяна с оркестром украинского композитора Игоря Шамо для баяна с оркестром – очень красивое и проникновенное сочинение, написанное уже в самом конце жизненного пути этого крупного мастера прошлого столетия.

Отдельно хочу сказать, что фестивальный клуб в этот раз ведет Ярослав Тимофееев – один из ведущих спикеров в сфере академической музыки. Очень здорово, что получилось найти возможность его пригласить – он приедет и будет вести клуб на всем протяжении фестиваля. Кстати, клуб разместится в новом зале «Центра истинных ценностей» на Большой Садовой, 121.  

Беседовал Аркадий Кузнецов

Ссылка на материал: https://www.nvgazeta.ru/news/12879/618678/

+7 863 263-35-69 +7 863 263-17-10