Квартет им. Давида Ойстраха принимает участие в двух концертах в рамках фестиваля "МОСТ"

Главная / Новости / Квартет им. Давида Ойстраха принимает участие в двух концертах в рамках фестиваля "МОСТ"
Дата и время:
Среда, 16 июня
Исполнители:
Квартет им.Давида Ойстраха

16 июня в Ростовской государственной филармонии с успехом прошел концерт «Великие струнные квартеты» с участием Квартета им. Давида Ойстраха, а 17 июня им предстоит принять участие в концерте «Ночная музыка» вместе с Валентином Урюпиным (кларнет).

Квартет им. Давида Ойстраха – уникальный ансамбль, объединивший в своем составе ярких молодых российских солистов, которые уже добились мирового признания. В составе ансамбля четверо солистов:

Андрей Баранов (первая скрипка) – обладатель наград более двадцати международных конкурсов, победитель самого престижного и старейшего мирового состязания среди скрипачей — Международного конкурса имени Королевы Елизаветы в 2012 году;

Родион Петров (вторая скрипка) – лауреат многих международных конкурсов, в том числе имени Никколо Паганини в Генуе в 1997 году;

Федор Белугин (альт) – лауреат международных конкурсов, преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, художественный руководитель «Мастерской Скрипичного Искусства»;

Алексей Жилин (виолончель) – лауреат более пятнадцати международных конкурсов, регулярно выступает как солист, в том числе с ведущими камерными и симфоническими оркестрами России и Европы.

Солист квартета, виолончелист Алексей Жилин – лауреат более пятнадцати международных конкурсов, который выступает с ведущими камерными и симфоническими оркестрами России и Европы, рассказал пресс-службе филармонии о творческих планах оркестра, уникальности камерной музыки и миссии квартета:

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА

Камерная музыка уникальна тем, что дает возможность творить свободно, не ограничивает рамками. В ней ты можешь раскрыть весь свой арсенал качеств, достоинств и разнообразие палитры. Мы (квартет им.Д.Ойстраха) стараемся добиться максимальной выразительности, использовать навыки каждого из инструменталистов. Мне не очень нравится слово «камерная» по отношению к музыке. Да, я понимаю значение итальянского слова «camera» – комната музицирования. Но мы же сейчас играем не в комнатах, а на большие залы, те же, что и у оркестров.

Многие ансамбли заостряют внимание на совместном музицировании, и за счет этого теряют контакт с публикой. Оркестр можно сравнить с кинотеатром, в его звучании ощущается мощь. Особенность же небольшого состава в отличие от оркестра – возможность показать какие-то радикальные нюансы музыки. Наш коллектив сравнивают по мощности звучания с оркестром. Мы стараемся сочетать современные реалии и камерность.

В этом смысле камерная музыка, с одной стороны, более детальная, можно, образно говоря, потрогать каждую деталь, ощутить рельеф, как в скульптуре. Если мы сравним ее с оркестровой музыкой, она похожа на большие полотна Брюлова, огромные скульптуры, на которые смотришь издалека, а камерная музыка – скорее, картина, скульптура, у которой можно, условно, потрогать нос, мельчайшие детали. С другой стороны, конечно, есть опасность закопаться в этом. И тогда очень легко потерять контакт с публикой, которой просто становится скучно. Мы стараемся этого избегать и находить баланс в этом отношении.

ОБ ИНСТРУМЕНТАХ

На своем инструменте ты знаешь каждый миллиметр грифа, как он тебе будет отвечать, какой у него тембр. На инструментах высочайшего уровня потенциально можно достичь большего результата: и выразительности, и объема звука, и тембров, и красок. Но на своем инструменте ты все равно сможешь больше донести информации до зрителя, чем, если тебе дадут Страдивари.

Ты можешь из своего инструмента извлечь максимум, а из чужого, пусть даже более хорошего, максимум извлечь не получится. Бывают и такие ситуации, когда музыканты отказываются играть на более именитых и известных инструментах, предпочитая свои. Чем выше класс инструмента, тем больше у него каприз, как и в жизни.

К примеру, наш альтист Федор Белугин. Тот инструмент, на котором он играет почти всю жизнь, предоставлен Московской консерваторией – это работа русско-итальянского мастера XX века Фролова. Мы долгое время искали ему альт, он пробовал потрясающие экземпляры, за миллионы евро, но они ему не понравились. Он чувствует, что на своем инструменте может дать намного больше красок, тембров, оттенков и, соответственно, его интереснее слушать. Человек к чему-то привыкает и уже чувствует инструмент. Именно этот симбиоз инструмента и исполнителя определяет результат. Это похоже на семью, в которой все четко и слажено работает.

Ты используешь максимально свои возможности. На чужом инструменте, конечно, сыграть можно, но это уже будешь не ты. И не всегда более высокого класса инструмент тебе поможет произвести большее впечатление. Всем музыкантам, зачастую, приходится довольствоваться тем, что есть. В последнее время вообще очень сложно стало с инструментами – цены взлетели до небес из-за коллекционеров, которые скупают их не для того, чтобы играть, а просто хранят в шкафах. С другой стороны, кто-то же должен на них играть тоже. Большая бесконечная работа идет в поисках лучших экземпляров.

ВДОХНОВЕНИЕ

Я думаю, всех музыкантов вдохновляют выступления, общение со зрителями, потому что это то, чему мы учились и живем, то, ради чего мы играем. Никто же не хочет играть в пустой комнате, все наше умение для публики, все наше мастерство нацелено на то, чтобы максимально интересно было слушать наши концерты.

Есть очень эмоциональная публика, которая реагирует открыто и громко – аплодисменты, крик и т.д. Для такой публики играть просто и легко. Но мне кажется, у нас более высокая цель – донести смысл, задать определенные вопросы слушателю, чтобы он задумался. Не все так просто, мы не занимаемся развлечением. Классическая музыка не для этого создана. Да, может быть, столетия назад она и воспринималась, как развлечение, но сейчас, мне кажется, мнение изменилось.

Наше предназначение – предоставить такую информацию, чтобы люди задумались, развивались культурно, эмоционально и умственно. Большая работа происходит, когда человек уже ушел с концерта. Мне кажется, первое впечатление музыка оказывает в зале, а потом слушатель идет домой и о чем-то задумывается. Все произведения, которые мы играем и будем играть завтра и послезавтра, невозможно сказать определенно, про что они. Тут такая широкая палитра восприятия может быть! Даже трагическая музыка – у каждого своя.

Мы будем играть восьмой квартет Шостаковича, написанный после Второй мировой войны. Понятно, что Шостакович писал про это. Но сейчас прошло столько лет, что многие поколения не понимают, о чем идет речь и что это было.

Каждый все равно услышит в этом произведении свою боль, свои страхи, свою любовь – свои эмоции. Мы не играем просто музыку, мы транслируем эмоции и впечатления – в этом смысл. Чтобы услышать просто ноты – достаточно радио включить, там какой-то фон идет. А наша музыка звучит для того, чтобы зацепить слушателя, чтобы мурашки по телу пробежали в какой-то момент.

К примеру, ты слушаешь произведение, в котором звучит целая палитра эмоций. В какой-то момент ты чувствуешь, что после какого-то трагического эпизода появляется надежда, где-то любовь, где-то долгожданная встреча, где-то потери. Если публика, конкретный человек, Вася или Настя, откроет для себя какие-то новые эмоции в разные эпизоды нашего исполнения – это будет самая большая награда. Это то, ради чего мы играем – чтобы люди прочувствовали и прожили определенные моменты.

ПРОГРАММА "МОСТа"

Выбор программы был общим решением. И Валентин Тихонович Урюпин непосредственно принимал участие, и был определенный заказ на Шостаковича на фестивале: квартет нечасто здесь выступает, и это наша визитная карточка. Захотелось сыграть и Шостаковича, отдать дань прошлому году – году Бетховена, который прошел под знаменем коронавируса. Компенсировать хотя бы частично простои. А Шуберт затесался между этими композиторами. Он более легкий.

ЗАГРАНИЦА – РОССИЯ

Родина – понятие широкое. Если сравнивать какой-то город в Сибири – Читу, Братск, и московское «Зарядье», то разница будет намного больше, чем если ты сравнишь Ростовскую филармонию и Парижскую. Публика везде разная, где-то более образованная, где-то менее. Наша миссия как раз образовывать публику, поэтому особой разницы именно в выступлении я не вижу. Может быть, пребывать где-то более приятно, где-то менее, в каком-то городе или зале, но это так индивидуально!

ПЛАНЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Эксперименты мы пока не ставим. У нас, конечно, есть идеи играть что-то новое для себя. Мы в прошлом году оказались в такой яме в плане количества и качества концертов! Когда мы только открывались, ограничение по аудитории было 25%, очень мало. Хочется наверстать упущенное, поиграть больше в удовольствие, то, что публика знает. Понятно, что мы каждый год выбираем новые программы, но сейчас не хотим пугать чем-то особенно экстравагантным, новаторским. Хотя, безусловно, у нас в жизни это тоже присутствует, и я считаю, что это интересно и в этом направлении тоже надо двигаться. Но сейчас пока компенсируем то, что мы не доиграли в прошлом году.

+7 863 263-35-69 +7 863 263-17-10